Ван Бо (Ши Юаньсю)

Краткие записи об изучении боевых искусств

Перевод на русский язык: С.Л.Березнюк

Я родился в 21-м году Китайской республики (1932) в первый день одиннадцатого месяца на улице Цзичанцзе в Южном городе в Шанхае. Когда наступило военное дихолетье, я вместе с родителями покинул дом и бежал от трудностей в район Сыминшань. Будучи шести лет от роду я стал буддистом храма Дэндайсы[1], у учителя хэшана Хуйляна[2] учился сидячей медитации, изучал боевое искусство и гражданские науки. Получил буддийское имя "Юаньсю"[3].

Позднее из-за того, что учитель подвергался гонениям со стороны врагов, я следуя учителю перебрался в сыминшаньский храм Лэншуйсы[4]. Так как из-за бесчинств японских оккупантов от солдат и бандитов не было покоя и тут, мы перебрались в кумирню Мохэ храма предков рода Цзян в деревне Шаньфэнцунь уезда Фэнхуа, где я продолжал совершенствоваться в созерцании и тренировать боевое искусство[5].

Я удалился от мира и пробыл монахом восемь лет, за это время Антияпонская война подошла к концу, и повинуясь распоряжению учителя я отправился к горе Цзюхуашань разыскать "учителя-дядю" законоучителя Хуйсиня, но найти его мне не удалось, и я странствовал там и сям, продавая свое боевое искусство чтобы прокормиться. Повстречав "конокрада" из Шаньдуна Чжан Суншаня[6], прозванного молодцами из зеленых лесов "царем обезьян", я пошел к нему в ученики, он стал мне приемным отцом, обучил искусству верховой езды, бою мечом-цзянь и рукопашному бою. С тех пор старый и молодой полагались друг на друга, вместе работали охранниками, вместе разбойничали. После освобождения Шаньдуна по приказу приемного отца я отправился в Шанхай, где познакомился с мастером прежнего поколения Тун Чжунъи и его учеником учителем Ду Баокунем, изучил у них шаолиньцюань и искусство обращения с мечом-цзянь.

В 1954 году от переутомления я заболел, болезнь дошла до околосердечной области, поэтому от шаолиньских стилей я перешел на уданские, стал изучать тайцзи, синъи, багуа. Первоначально у известного врача господина Юань Тецзина[8] изучил тайцзицюань семьи Ян и туйшоу, также ознакомился с внутренними разделами китайской медицины, туйна, чжэньцзютерапией; потом я пошел в ученики к знаменитому представителю прежнего поколения учителю Цзян Жунцяо и изучил багуачжан и синъицюань. Позднее я сосредоточился на тайцзи, через Гу Люсиня познакомился с находящимся в Пекине представителем 17-го поколения клана Чэнь учителем Чэнь Факэ, изучил у него первый и второй (паочуй) комплексы тайцзицюань семьи Чэнь и туйшоу[9]. После возвращения в Шанхай у господина Тянь Чжаолиня[10] - ученика Ян Шаохоу - изучил тайцзицюань семьи Ян и туйшоу. У господина Чжан Хайдуна[11] - ученика Чэнь Вэймина - изучил упрощенное тайцзицюань и туйшоу.

Чтобы добиться как можно большего, у учителя Чжан Минъюя[12] - ученика ученика Ян Чэнфу - я изучил технику обращения с мечами цзянь и даотайцзи семьи Ян, бой шестами, туйшоу и рукопашный бой.

Позднее я учился у почтенного Гу Цзыляна[13] - ученика У Цзяньцюаня, изучил даосский цигун, игру пяти животных, туйшоу тайцзи семьи У, 13 приемов с мечом-цзянь, технику обращения с шестом тайцзи. Одновременно я пошел в ученики к ученику ученика Цюань Ю, известному маньчжуру Чан Юньцзе[14], у которого изучил туйшоу и рукопашный бой старой формы тайцзи Цюань Ю. В последующие десятилетия, когда учитель Юаньцзе покинул этот мир, я усердно тренировался, просил указаний у собрата по обучению Бан Цая, мы вместе отрабатывали имеющиеся в технике туйшоу опрокидывания, удары, броски и приемы, связанные с захватами. Неоднократно я обсуждал кулачное искусство с законоучителем Хайдэном, много раз навещал ради советов по боевому искусству хэшана Чаньхуя[15] в кумирне Байяньань на горе Сыминшань, не взирая на усталость я продолжал в поисках мудрости навещать храмы и кумирни в разных землях. Так у ученика Гай Цзяотяня почтенного учителя Хэ Цзяня[16] я изучил методы драконьего багуачжан, также общался с представителем двадцатого поколения направления Чжан Сунси с гор Удан господином Ван Вэйшэнем, перенимал у него достоинства и исправлял свои недостатки.

Сегодня мне уже за семьдесят лет, несколько десятилетий я посвятил шаолиню и тайцзитуйшоу, сам тренировался, сам совершенствовался, сам радовался, но чувствую, что мои знания все еще не полны. Не зря представители прежних поколений тайцзицюань говорили: в китайском кулачном искусстве "всегда люди прилагали силы чтобы изучить его, и никогда не могли исчерпать его полностью".


[1] Храм Дэндайсы находится в лесу на горе Шэньшань, что в пяти ли от деревни Юаньцзядайшаньцунь волости Танси уезда Фэнхуа. Так как моя мать в семью Ван пришла из рода Цзян, а ее мать в семью Цзян пришла из рода Юань, который с уважением относился к буддистам, то чтобы избежать опасностей военного времени я был отправлен в чистые земли последователей буддизма.

[2] Хэшану Хуйляну в то время было уже порядка восьмидесяти лет, но телом он был крепок, в совершенстве постиг боевое искусство и медицину, любил каллиграфию и рисование. В молодости из-за подозрений в причастности к антицинскому движению он вместе с учителем был вынужден покинуть гору Хэншань в провинции Хунань и перебрался на гору Сыминшань, где и построил храм.

[3] После того, как я попал в монастырь, учитель каждый вечер учил меня сидя со сложенными ногами декламировать каноны и изучать буддизм. После Освобождения я прекратил декламировать каноны и изучать буддизм, но по-прежнему сижу со сложенными ногами, и даже сегодня это не доставляет мне неудобств; а что касается каллиграфии и рисования, то так как после ухода из монастыря я не имел средств к существованию, то я не сумел сохранить своих работ, но те, что передал мне учитель - я храню до сих пор. В течение восьми лет в монастыре я каждое утро вставал в пятую стражу и занимался боевым искусством, закладывая базу. Учитель в основном преподавал наработку легкости и кулак внутренней семьи направления горы Сыминшань, в этом стиле - сто восемь форм, у каждой есть левый и правый варианты, у каждой формы - свое название, первые восемь методов соответствуют четырем прямым и четырем угловым направлениям и называются "гэ шоу", они применяются в бою на ближней дистанции (после освоения я также использовал их в тайцзитуйшоу, где они проявили себя очень хорошо), последние пять методов соответствуют пяти первостихиям - металлу, дереву, воде, огню и земле, их называют "сань шоу", они предназначены для боя на дальней дистанции. Каждая форма обязательно должна согласовываться с дыханием, бывает на один вдох приходится один выдох, бывает - на один вдох двойной выдох, а бывает - на двойной вдох одинарный выдох. В "сань шоу" есть прием, называемый "восемь ударов молота-метеора", там после глубокого вдоха два кулака наносят удар, восемь методов прорабатываются по отдельности, каждая тренировка - тысяча двести повторений, затем сторона меняется. После натренировывания их можно тренировать как по отдельности, так и сто восемь форм непрерывно - комплекс кулака внутренней семьи. С точки зрения применения для атаки противника используется четырнадцать суставов - голова, локти, плечи, бедра, колени. Мастера говорят: "Этот стиль идет от учителя Чанлао, а Чанлао получил его от первоучителя сыминшаньского направления, от монаха к монаху - так и дошел до меня".

[4] Кумирню Гуандэань также называют храмом Лэншуйсы, она расположена в Сыминшаньском районе в уезде Цзиньсянь по соседству с деревней Цзиньцзянцяомукэнцунь, справа от никогда не скрывающегося полностью в дымке моста Лэншуйцяо.

[5] Кумирня Мохэань посвящена первопредку рода Цзян. Статуэтка Цзян Мохэ изображает предка Цзян Цзеши [Чан Кайши - прим.перев.]. Позднее из Шаньфэнцунь род переселился в селение Сикоу, где была открыта соляная лавка, и ради жертвоприношений предкам в Сикоу также был воздвигнут храм Мохэ.

[6] Чжан Суншань из Цзяодуна провинции Шаньдун вырос среди вольного люда, входил в окружение Хун Цзэху, зарабатывал на жизнь охраной и разбоем в провинциях Цзянсу, Аньхой и Шаньдун.

[7] С 1951 года я учился у Тун Чжунъи и Ду Баокуня, изучил шаолиньцюань, тренировку в паре, цзинцюань, басяньцюань, цзыуцзянь, цзыуцюань, сюэпяньдао.

[8] С 1954 по 1957 годы я изучал кулачное искусство, туйшоу, туйна, чжэнь-цзю терапию и внутренние разделы китайской медицины в клинике Юань Тецзина в саду жилища семьи Ян в Пудуне на улице Цзинцзюйлу. Юань был учеником Ян Чэнфу, зарабатывал на жизнь медицинской практикой в собственной клинике.

[9] После Освобождения я работал в Шанхае в Управлении Госбезопасности района Янцзин. Тогдашний военный управляющий районом Ван Литянь, зная, как я владею боевыми искусствами, познакомил меня с управляющим районом Хуанпу Гу Люсинем. Через боевое искусство мы стали друзьями несмотря на разницу в годах. Позднее Гу Люсинь стал директором Шанхайского Дворца спорта, специально занимался народным спортом. С сентября 1954 по январь 1955 мы вместе находились в Пекине, изучая боевое искусство у Чэнь Факэ. В 1963-64 годах по приглашению Гу Люсиня в Шанхай приезжал преподавать боевое искусство учитель Чэнь Чжаокуй. Я много дней провел в его жилище, просил его указаний по встречающимся в туйшоу ударам ногами, ударам руками, броскам и приемам, связанных с захватами. Наша дружба с Гу Люсинем становилась все теснее, а когда на старости лет он стал начальником Шанхайского научно-исследовательского спортивного учреждения, научным сотрудником и председателем городской Ассоциации ушу, то с мая 1954 года начал персонально обучать мою младшую дочь Ван Ян (см. "Спортивную руководящую газету" от 14 июля 1984 года и "Новую народную вечернюю газету" от 1 июня 1989 года), обучил ее первому и второму (паочуй) комплексам тайцзицюань семьи Чэнь и туйшоу. Я помогал дочери как мог.

[10] Тянь Чжаолинь был учеником Ян Шаохоу, шлифовал знания у Ян Чэнфу. Когда он преподавал боевое искусство в общественном парке района Хуанпу, то я с октября 1955 по апрель 1956 учился у него; формы его кулачного искусства были уже измененными, они отличались от установленного каркаса семьи Ян, однако его мастерство в туйшоу было глубочайшим, он обладал особым талантом.

[11] Чжан Хайдун - ученик ученика Ян Чэнфу господина Чэнь Вэймина.

[12] Учитель Чжан Минъюй - ученик племянника (по линии жены) Ян Чэнфу господина Чжан Цинлиня. С 1957 по 1962 я специально каждое утро из Пудуна ходил в общественный парк Вайтань чтобы учиться у него. В те годы он был уже в почтенном возрасте, но формы кулачного искусства выполнял серьезно, внешний вид был подобен стилю Ян, нет нужды говорить что в туйшоу он был искусен, прилагал внутреннее усилие.

[13] С 1961 по 1967 годы я жил неподалеку, на улице Янцзядулу в Пудуне, в это время учителю Гу было уже за 80, и он в основном был сосредоточен на искусстве вскармливания жизни, но в туйшоу делал упор на мягкую трансформацию, у него были собственные взгляды, он глубоко разбирался в законах кулачного искусства, за счет чего я и углубил свои познания, но во время Великой Культурной Революции все пришлось прекратить.

[14] Чан Юаньцзе (1906-1971) учился у своего отца Чан Юаньтина (1860-1918), изучил исходный старый каркас Цюань Ю. В этом стиле формы низкие, погруженные, неочищенные, округлые, движения координируются с дыханием, непрерывность не разрывается, есть быстрые внутри выбросы усилия, есть прыжки, есть уходы вниз с прилипанием к земле; в туйшоу главным является жесткая трансформация силы, что отличается от распространенных ныне пяти разновидностей тайцзицюань. Чан Юаньтин в конце династии Цин преподавал при императорском дворе, отдельно обучал Чан Юаньцзе, во время Народной революции бежал в Шанхай. С 1951 года тот начал обучать тому, что сейчас известно как тайцзицюань семьи Чан, моего учителя превозносили как выдающегося учителя поколения. Однако сам он называл преподаваемое им "старой формой тайцзицюань Цюань Ю".

[15] Законоучитель Чаньхуй боевым мастерством превосходил многих, однажды одной ладонью нокаутировал троих разбойников и тем самым прославился в Сыминшаньском районе. В зрелом возрасте он мерялся силами с моим учителем Хуйляном и потерпел поражение. Сейчас ему за девяносто, но он все еще держится в форме и обучает местную молодежь кулачному искусству. Я каждый год возвращаясь в деревню обязательно его навещаю.

[16] Гай Цзяотянь по имени Чжан Инцзе из уезда Гаоян провинции Хэбэй исполнитель боевых сцен в жанре пекинской оперы, сформировал особое направление "семьи Гай". Из драконьего багуачжан Хэ Цзяня он также сформировал знаменитую демонстрационную вещь. Я подружился с ним, мы обменивались знаниями о боевом искусстве, я перенимал его достоинства.

Hosted by uCoz